О некоторых законодательных новеллах в правовом статусе животных

Все материалы

Проект Федерального закона №458458-5 «Об ответственном обращении с животными», внесенный впервые в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации еще в 2011 году, трансформировался в Федеральный закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лишь 27 декабря 2018 года . 


Необходимость в данном нормативно-правовом акте уже давно назрела в обществе, поскольку многие аспекты правового статуса животных были до недавнего времени никак не урегулированы на федеральном уровне. Например, в связи с принятием данного акта в российском законодательстве появился такой важнейший принцип при обращении с животными, как принцип ответственности человека за судьбу животного . Фактически он ограничил применение ст.236 ГК РФ в отношении животных, признав тем самым за животными особый статус «одушевленных вещей». Данная норма, безусловно, является прогрессивной и нужной нашему обществу.  

Однако, мы вынуждены констатировать, что, вероятнее всего, она является исключительно декларативной, поскольку механизм принудительного исполнения, в т.ч. санкции за данное нарушение, пока что нет в законодательстве. Данная норма, вводящая запрет на отказ от права собственности на животное (корреспондирует с ч.2 ст. 9 данного закона) не мешает не самым порядочным гражданам нарушать этот законодательный принцип и выбрасывать животных на улицу. В случае причинения вреда такими животными установить собственника (и, как следствие, ответчика по иску потерпевшего) практически невозможно. Полагаю, что актуальность проблемы электронного чипирования животных для решения указанной проблемы после принятия нового закона никуда не делась. 

Кроме того, в связи с принятием данного нормативного акта в нашем законодательстве появился новый термин «Потенциально опасные собаки» (п. 10 ст. 3) , дефиниция которого звучит следующим образом: «это собаки определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и включенные в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации». 

10 марта 2019 «Российская газета» анонсировала новость о том, Министерство внутренних дел РФ подготовило документ, которым предлагается утвердить список потенциально опасных пород собак. Сам нормативный документ будет «облечен» в форму Постановления Правительства РФ, как того требует Федеральный закон . Проект данного Постановления Правительства РФ включает в себя такие породы собак, как Леопардовая гончая, Мальорский бульдог, Маремма, Московская сторожевая, Неаполитанский мастифф, Немецкая овчарка, Ротвейлер и др. 

Мы, приветствуя сам факт принятия Федерального закона «Об ответственном обращении с животными», которого со всей очевидностью не хватало нашей правовой системе, все же считаем необходимым высказать определенные опасения, связанные с введением в ближайшее время указанного Постановления Правительства РФ. 

Ст. 1079 Гражданского кодекса РФ (далее- ГК РФ), перечисляя виды источником повышенной опасности, не содержит в себе упоминания о «биологических источниках повышенной опасности». Однако, судебная практика сложилась таким образом, что, исходя из конкретных обстоятельств дела, суды зачастую признают животных, в т.ч. собак бойцовских пород, источником повышенной опасности (например, алабай , американский стаффордширтерьер и др.). Этот вопрос имеет важное юридическое значение, поскольку вопрос наличия вины в действиях собственника источника повышенной опасности (в частности, в спорах по возмещению вреда, причиненного животными) судами не устанавливается и не исследуется. Вина собственника источника повышенной опасности презюмируется. 

К включению в законодательство каких-либо перечней и классификаций стоит подходить весьма осторожно, поскольку это позволит судебным органам в конкретных спорах, вместо тщательного изучения фактических обстоятельств дела, «штамповать» судебные решения, автоматически признавая виновным собственника животного, попадающего в этот перечень. 

Аналогичной позиции придерживается кандидат юридических наук Горохов Дмитрий Борисович, говоря о том, что включение в перечень источников повышенной опасности тех или иных видов животных, как это сделали некоторые государства (например, ч.1 ст.1187 Гражданского кодекса Украины прямо относит некоторые породы собак к источникам повышенной опасности), не только не целесообразно, поскольку при рассмотрении дела о причинении вреда, причиненного животным, которое включено в этот перечень, виновные будут заранее «назначены», что не соответствует ни духу правосудия, ни принципам гражданского законодательства и судопроизводства , но и невозможно по причине огромного разнообразия животного мира. 

Разумеется, в самой ст. 1079 ГК РФ перечень потенциально опасных собак, как и впредь, фигурировать не будет. Однако, со всей очевидностью можно сказать, что фактически стороны будут ссылаться на данное Постановление Правительства РФ, а суды будут применять его нормы в контексте применения ст. 1079 ГК РФ. 

Этот факт подтверждается и тем, что многие суды создали аналогичную практику, несмотря на отсутствие нормативной базы. Так, Орджоникидзевский районный суд города Новокузнецка Кемеровской области в своем решении по гражданскому делу №2-1460/2017 от 04.12.2017 года признал собаку породы Американский стаффордширский терьер (Стаффордшир) источником повышенной опасности, сославшись на Модельный закон «Об обращении с животными», утвержденный постановлением Межпарламентской ассамблеи государств участников СНГ от 31.10.2007 года №29-1, являющийся нормативным актом рекомендательного, но не обязательного характера . 

Таким образом, мы полагаем, что, не смотря на отсутствие изменений в ст. 1079 ГК РФ, принятие Постановления Правительства РФ о перечне потенциально опасных пород собак, создаст порочную судебную практику по «автоматическому» назначению виновных лиц в спорах о возмещении вреда, причиненного животным. 

Кроме того, долгожданное нововведение в виде перечня животных, запрещенных к содержанию в домашних условиях, наконец-то нашло свое отражение в законодательстве (п.1 ч.1 ст.5). Однако, сам перечень таких животных в настоящий момент еще не был разработан Правительством РФ. Данная законодательная новелла, по нашему мнению, является исключительно позитивной, поскольку вопрос о содержании опасных и даже диких (волка, аллигатора и т.д.) животных неоднократно обсуждался на площадках различного уровня. Разумеется, законодателю предстоит разработать санкции за нарушение данного правила, подготовив соответствующие изменения в административное и уголовное законодательство. 

В заключении, несмотря на умеренную критику отдельных законоположений, хотелось бы отметить следующее: несомненно, нас радует факт обращения внимания федеральных властей на проблемы, связанные с правовым статусом животных. Остается надеяться, что трепетное отношение к братьям нашим меньшим останется не только на бумаге, но и найдет свое отражение в жизни.

Автор: Мухин Дмирий Андреевич

Информация и материалы на данном сайте защищены авторским правом и не могут быть копированы, использованы или воспроизведены какой-либо третьей стороной без письменного разрешения Коллегии адвокатов "Курбалов и Партнеры".


© 2019 Коллегия адвокатов "Курбалов и Партнеры". Все права защищены.

Узнать подробнее о цене на услугу
Каждое дело требует индивидуального подхода, узнайте больше о решении своей проблемы
person
phone
mail
Наши преимущества
Приемлемые цены
Возвращаем издержки
Высокие результаты
Выезд специалиста
Мы поможем вам!
Оставьте заявку и мы перезвоним вам в ближайшее время
person
phone
Мы поможем вам!
Оставьте заявку и мы перезвоним вам в ближайшее время
person
phone
mail

Мы поможем вам!
Оставьте заявку и мы перезвоним вам в ближайшее время
person
phone
Мы поможем вам!
Оставьте заявку и мы перезвоним вам в ближайшее время
person
phone
Консультация ведущего адвоката в ПОДАРОК
person
phone

Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!