Черная пятница. Как покупателям не стать объектом манипулирования на распродаже года.

Черная пятница. Как покупателям не стать объектом манипулирования на распродаже года.
Черная пятница. Как покупателям не стать объектом манипулирования на распродаже года.

23 ноября официально начинается одна из главных распродаж года — «черная пятница». С каждым годом интерес к акции растет и у покупателей, и у продавцов. Но при этом традиционно возникает вал сообщений об обмане и нарушении прав потребителей. Юристы в такой ситуации призывают потребителей проявлять активность, жаловаться и формировать судебную практику. 

Ниже мы расскажем про способы защиты потребителями своих прав в рамках распродаж и случаи, когда стоит подавать жалобы в госорганы. 

«Черная пятница» (Black Friday) уже много десятков лет проводится в США после Дня благодарения — она открывает традиционный сезон рождественских распродаж, вызывая ажиотаж у потребителей. Бытовую технику, электронику, одежду, обувь, парфюмерию и прочие товары ритейлеры несколько дней отпускают со значительными скидками, доходящими до 70–80%. С 2013 года «черная пятница» проводится и в России, и ее популярность с каждым годом растет. Но с первой распродажи мероприятие подвергается критике, а интернет пестрит сообщениями об обманах. 

Все предыдущие годы потребители жаловались на не вполне добросовестное поведение ритейлеров: претензии вызывают именно фейковые скидки. На форумах и в соцсетях покупатели часто заявляли о намеренном предварительном повышении цен, от которых затем рассчитывается скидка, а также на громкие обещания скидок до 90% в рекламе, хотя фактически с таким дисконтом продавался весьма ограниченный перечень товаров. Бороться с главной претензией покупателей к продавцам — предварительным завышением цен — почти невозможно. Магазин волен устанавливать любые ценники и менять их, запретить такие действия нельзя, если товары не относятся к категории, где цены определяет государство.

Юристы признают проблему недобросовестных продавцов. Сегодня ввиду ужесточения законодательства о рекламе, благодаря активной работе ФАС и Роспотребнадзора пыл продавцов должен был бы приутихнуть, но ситуация в экономике все еще толкает продавцов облапошить потребителя. Эффективным противодействием фейковым скидкам могут стать обращения в Роспотребнадзор и прокуратуру, а также направление претензии в сам магазин. Можно попытаться обратиться и в ФАС с жалобой на введение в заблуждение, но перспективы обращения довольно туманны. Если у покупателя сохранились рекламные листовки с недавними ценами, которые были ниже, или если магазин не успел с утра поменять ценники, шансы немного возрастут. Поэтому нужно максимально документировать жалобу: сохранять чеки, листовки, сделать скрины страниц с предложением товаров в интернете или сфотографировать ценники в магазинах

Подготовка к распродажам — одна из главных рекомендаций. Нужно заранее сравнить цены в разных магазинах и следить за ними, изучить условия маркетинговых акций, а особенно те, что прописаны мелким шрифтом, иначе на кассе или при онлайн-оплате можно получить совсем иную стоимость товара. У каждой компании на сайте должны быть размещены правила продажи и особенности акции. С ними нужно ознакомиться, что бы ни говорили продавцы и что бы ни было написано на рекламном флаере или баннере.  

Юристы обращают внимание, что часто встречающееся условие о запрете возврата товара со скидкой или подарком грубо нарушает закон «О защите прав потребителей», это тоже основание для жалобы в Роспотребнадзор. В ведомство можно жаловаться и если стоимость в итоговом чеке отличается от указанной на ценнике, даже если в последнем допущена ошибка, а также если скидка оказалась посчитана неправильно.

Роспотребнадзор уже выпустил свои рекомендации любителям скидок, посоветовав обращаться в свои региональные управления или через сайт и подчеркнув, что магазин обязан четко формулировать условия и цену приобретения товара по акции. Если акция предусматривает скидки на последующие покупки, они становятся существенными условиями договора и должны давать четкое представление, когда и как ими можно воспользоваться. Также действуют все правила возврата и обмена.  

Однако граждане пока достаточно пассивны и редко обращаются с исками, жалуются юристы. Нужно понимать, что чем чаще недобросовестные действия продавцов будут оцениваться в суде, тем быстрее будет формироваться необходимая судебная практика, появляться необходимые законодательные новеллы, направленные на предотвращение обмана потребителей.
...
Санкт-Петербургская коллегия адвокатов Курбалов и Партнеры Контакты:
Адрес: Невский пр. 30, офис 4/1 Санкт-Петербург,
Телефон:+7 (812) 907-85-83, Электронная почта: info@kurbalov.ru Курбалов
Все новости
Мы поможем вам!
Оставьте заявку и мы перезвоним вам в ближайшее время
person
phone
Мы поможем вам!
Оставьте заявку и мы перезвоним вам в ближайшее время
person
phone
mail

Мы поможем вам!
Оставьте заявку и мы перезвоним вам в ближайшее время
person
phone
Мы поможем вам!
Оставьте заявку и мы перезвоним вам в ближайшее время
person
phone
Консультация ведущего адвоката в ПОДАРОК
person
phone

Спасибо!
Ваша заявка успешно отправлена!